Предлагаем разобраться в ситуации, в которой оказались итальянские болельщики перед началом нового сезона Серии А. "Наши стадионы еще больше опустеют. Карточка болельщика – бред. До тех пор, пока политики будут вмешиваться в футбол, нам не видать полных стадионов. Будь я болельщиком, перестал бы ходить на матчи", - Фабрицио Микколи. "Почему бы еще не сделать и карточку полицейского?", - Даниэле Де Росси. Южноафриканский праздник футбола закончился и настало время вернуться к реалиям итальянского футбола. Сейчас на Апеннинах в разгаре трансферные кампании, клубы усиливаются (или пытаются это сделать), приглашают новых интересных исполнителей – но будет ли теперь кому на них смотреть и кому их поддерживать? На этот вопрос попытаемся найти ответ, проанализировав сложившуюся ситуацию с оглядкой на "гениальное решение всех проблем безопасности на стадионах", предложенное Министром внутренних дел Роберто Марони под названием tessera del tifoso. Процесс введения карточки болельщика начался еще в 2009 году, однако тогда это было исключительно факультативной мерой – хочешь делай, хочешь нет. С этого же года тессера становится обязательным атрибутом всех тех, кто планирует приобрести сезонный абонемент на игры своего клуба, а также ездить на выезды в гостевой сектор. (Внимание: в простой сектор на чужом стадионе в окружение соперников идти можно – вот вам и вопросы безопасности…). Билет на игру можно купить, как и раньше, без тессеры, но только если это не матч повышенного риска. Естественно, болельщики, осужденные за какие-то противозаконные действия внутри стадиона, и те, кто отхватил запрет на посещение спортивных мероприятий (DASPO), тессеру получить не смогут. При этом унизительную процедуру проверки на вшивость вынуждены будут пройти все, даже дети. (Внимание: дети тоже обязаны получить тессеру для приобретения абонемента – не дай Бог еще махачи устроят.) "Все – ради безопасности посетителей стадионов", – лейтмотив речей Марони. "Будущее в ваших руках", – утверждает рекламный ролик, запущенный по государственным каналам. Жаль только, что tessera del tifoso никак не повлияет на безопасность на стадионах. Ведь на самом деле эта карточка ничем не лучше именного билета, введенного в действие ранее: при покупке и при входе на стадион нужно демонстрировать удостоверение личности. Кроме того, сами же полицейские сообщают: сейчас лишь минимальная часть инцидентов происходит непосредственно на стадионе. Если реальной борьбы против насилия на стадионах не наблюдается, возникает вопрос – откуда такая настойчивость? Ответ прост – маркетинг. Шеф полиции Антонио Манганелли и не скрывает: "Карточка болельщика появилась как инструмент маркетинга, поскольку футбол – это бизнес, а клубы – предприятия, целью которых является получение прибыли. И они остаются едва ли не последними бизнес-структурами, которые не владеют информацией о своих клиентах". Кому выгодно нововведение Марони? Клубам, которые получат дополнительную прибыль от продажи атрибутики и предоставления различных услуг. Операторам платного телевидения, которые многократно увеличат свою клиентскую базу (поэтому при протестах, многие отказываются не только ходить на стадион, но смотреть Sky и Mediaset Premium). Банкам и конторам, которые осуществят эмиссию карточек, по своей сути, ничем не отличающихся от обычных кредиток – с ними можно и в супермаркет ходить. Возьмем для примера тессеру Интера Siamo Noi, выпущенную Banca popolare di Milano. На счет можно положить до 3000 евро, срок действия – до 5 лет. Те тифози, кто приобретут абонемент, получат карточку бесплатно, остальным придется выложить по 10 евро. Как и любая кредитная карточка, тессера предполагает определенные затраты на использование: 1,85 евро за снятие средств со счета (2,5 – вне зоны евро), 2 евро – за пополнение счета и т.д. Среди преимуществ замечен пункт об облегчении попадания на стадион с помощью специальных пропускных пунктов – что, как ни странно, запрещено законом, зато как привлекательно звучит! Обратите внимание, что у болельщиков даже нет возможности выбрать банк, который выпустит их тессеру, ибо все уже решено заранее и в этом секторе рынка нет конкуренции. Интересно, заинтересуется ли очевидным нарушением Антимонопольный комитет? На данный момент этим вопросом озабочены болельщики, которые прекрасно понимают всю подоплеку введения тессеры под прикрытием борьбы с насилием. Выступают против даже некоторые клубы. В частности, пресс-атташе Пармы Альберто Монгвиди заявил следующее: "Чтобы привлечь людей на стадион, особенно семьи, нужно сокращать бюрократические процедуры, а не увеличивать. Тессера обязательна? Мы не будем использовать ее в коммерческих целях. Она выпущена для болельщиков, а не для банков, поэтому будет бесплатной для всех. Нам это будет стоить 120 тысяч евро, но мы не планируем спекулировать любовью тифози к нашему клубу". Хотя введение тессеры – это всего лишь рекомендация, клубам ничего не остается, кроме как принять ее. Опять Монгвиди: "В распоряжении четко сказано, что отсутствие тессеры в клубе приравнивается к неготовности стадиона. Другими словами, или ты выпускаешь тессеру, или при первой же проблеме ваш стадион будут дисквалифицирован". Такой себе шантаж, особенно болезненный для маленьких клубов, которые рискуют потерять поддержку своих протестующих ультрас, при этом они не располагают армией фанатов по всему миру, готовых скупать все подряд и за любые деньги. Теперь собственно о реакции тифозерий. Перелопатив кучу материала – от официальных заявлений до листовок на столбах – могу с уверенностью заявить, что тессеру осудили все – как ограничение свободы, нарушение приватности (привет от технологии RFID) и попытку окончательно превратить тифози в клиентов. Однако не все оказались готовы к тому, чтобы бороться за свои права, пускай даже столь радикальными методами, как полный отказ от посещения стадиона. Также прошу обратить внимание на те клубы, которые пошли на встречу своим преданным тифози, согласившись на альтернативу тессере: предоставлять несколько дней владельцам абонементов прошлого сезона, чтобы они могли без проблем приобрести билет на свое привычное место на трибунах. В нижеследующей табличке вы можете подробно ознакомиться с ситуацией в каждом клубе. О последствиях введения tessera del tifoso пока что говорить рано. Тем более что борьба еще далеко не закончена и может прийти к позитивному исходу, если будет доказан антиконституционный характер нововведения. Или итальянские чиновники прислушаются к голосу УЕФА, выдавшую негативную оценку карточке болельщика. А, может, они одумаются, когда увидят пустующие стадионы… Ведь на данный момент Рома продала только 15 тысяч абонементов – каждый второй болельщик отказался от тессеры; Фиорентина – только 5000, что на 75% меньше, чем в это же время в прошлом году; еще дальше пошли лациали, продлив всего 900 абонементов, – очевидное свидетельство того, что не только ультрас Италии, но и простые болельщики хотят иметь свободу выбора и ни у кого не спрашивать разрешения на то, чтобы болеть за свою команду сердца.
[ Получить прямую ссылку на новость ][ Скрыть ссылки ]
|