Итальянские «ультрас» - одно из самых известных, и, безусловно, самое яркое и красочное саппорт-явление не только во всей Европе, но и, наверное, во всем мире. Итальянский фанатизм, как социо-культурный феномен, именуемый «тиффозерия», зародился в 60-ых годах прошлого столетия. С тех самых пор, он характеризуется несколькими сугубо индивидуальными чертами:
1.Связь с клубом. Такого тесного сотрудничества между клубами и фирмами нет ни в Испании, ни в Англии, ни в Германии, ни тем более, в Восточной Европе. Если в Англии клубы лишь изредка организовывают встречи футболистов с мобами, а многие испанские команды прилюдно отказываются от радикальных фирм, то в Италии саппорт-объединения и футбольные команды практически неразделимы. У них существуют общие финансовые интересы, и общие цели стратегического развития, неразрывно друг с другом связанные.
2. Политичность. В Италии каждый моб и каждая фирма принадлежат к какому-нибудь политическому движению. При этом как, к примеру, и на Пиренеях, многие клубы являются носителями ярко выраженной политической линии. Корни данного явления прячутся в глубоком экономическом кризисе, и последовавшем позднее, мощном политическом конфликте, который пронзил страну в 60-е. Тогда же клубы и пошли своей дорогой – кто направо, а кто налево. В Милане традиционно левый рабочий класс болел за красно-черных, поэтому команду принято воспринимать, как «левую». Болельщики же, представляющие средний и хай-классы, в основном выбирали «Интер». Поэтому, вполне естественно, что интеристов считают «правыми».
3. Театрализованность и хореографичность.- так появился так называемый «итальянский тип боления». До широкого развития итальянского движения «ультрас», в Европе был известен только один тип боления за свою команду – английский (его так же называют «британским» или «северным»). Он характеризуется большим количеством выпитого алкоголя, песнопениями и некоторой спонтанностью действий, переходящими в своеобразные формы флэш-моб акций. Итальянцы предложили другой вариант саппорт-поведения. В первую очередь, итальянская модель боления (она же «южная», она же – «постановочная») зиждется на великолепной организованности фирм. Здесь ничего не происходит спонтанно – каждая акция продумана заранее, и в ней участвуют практически все члены фирмы. Еще одна характерная черта – огромные транспаранты, которые саппортеры развертывают на трибунах. «Война транспарантов» в Италии ценится больше, чем обыкновенная драка. Чем ярче и транспарант, чем больше он восхваляет собственный клуб, тем больше очков получает фирма в этой негласной войне. Как известно, фирмачи склонны занимать Северные и Южные трибуны стадионов, поэтому транспаранты противоборствующих сторон находятся строго друг напротив друга. В отличие от англичан, итальянские болельщики, саппортящие «по-южному» ярко одеты, они размахивают огромными флагами, дуют в дудки и бьют в барабаны. Посему, в Италии практически не развито казуальное течение фирмачей.
4. Курвизм. Понятие «Курва» - центральное среди радикальных болельщиков футбольных клубов. В переводе с итальянского, «курва» означает чрезвычайно простую вещь («трибуна»), но несет в себе множество сакраментальных для любого итальянского саппортера, понятий. Между мобами одного клуба всегда происходит борьба за Курву, и лучшие на ней места (то есть, центральный сектор на Северной и Южной трибунах) занимают только самые крутые фирмы.
Фирма, сидящая по центру Курвы, считается центральной фирмой клуба. Она имеет право принести на трибуну самый большой и самый заметный транспарант, в то время как представители других фирм ютятся по краям трибуны. Если некий моб хочет прийти на матч со своим баннером, то он обязательно должен получить разрешение у той фирмы, которая в данный момент является «центровой» на Курве. Иначе, последствия могут быть необратимыми – вплоть до изгнания с саппорт-трибуны, что сродни позору. Кроме этого, в семидесятые – восьмидесятые годы среди итальянских футболистов было чрезвычайно модно «бесноваться перед Курвой». Данный термин включает в себя ярко выражаемую радость и щедро демонстрируемое братание с болельщиками после забитого гола – вплоть до падения перед саппортерами на колени, срывания с себя футболки, поцелуев и рукопожатий с болельщиками Курвы.
5. Недолговечность фирм. Большие болельщицкие объединения Англии существуют очень давно; в Испании – то же самое, и, несмотря на борьбу, которые многие фирмы ведут с администрацией своих клубов, ни одна знаменитая бригада еще не объявила о роспуске. В Италии все иначе. Фирмы живут недолго, плавно перетекают одна в другую, мутируют, трансформируются, меняют названия, - именно поэтому большинство итальянских саппорт-объединений не признаны в Европе, ценящей стабильность и приверженность к одной фирме. Но это не хорошо, и не плохо. Просто это часть итальянского менталитета, - еще одна экспрессия, еще одно захватывающее театрализованное представление.
Обычно большая фирма закрывается после того, как перестает быть центральной на Курве. После того, как новая власть захватывает центр трибуны, старые «боги курвы» образовывают несколько новых мобов, привлекая в них неофитов.
Пройдет немного времени, и они вернутся обратно – с новой жаждой борьбы, с новыми транспарантами, новыми идеями и новыми флагами. Но с тем же желанием. Желанием обладания Курвой.